Расцвет мультипликации в 60-80 годах
В начале 60х годов стиль советской мультипликации снова меняется. Натуральность и реалистичность картинки уходит в прошлое, появляются новые методы рисовки (“История одного преступления”, “Малыш и Карлсон”). В отдельное направление вырастает кукольная мультипликация, подарившая зрителям такие шедевры, как “Крокодил Гена” и “Варежка”.
Крокодил Гена и Чебурашка
Появляются целые мультсериалы, состоящие из нескольких эпизодов: серия мультфильмов о Винни-Пухе, “38 попугаев” и, конечно же, культовый сериал “Ну, погоди!”. В каждом выпуске телевизионного журнала “Веселая карусель” маленьким зрителям показывали несколько коротких анимационных историй, в которых часто использовались песни, загадки и т.д.
Мнение эксперта
Артур Оганезович Вартанян
Оператор-постановщик, помощник режиссера киностудий «Ленфильм», «Киевской киностудии научно-популярных фильмов», а также «Центральной киностудии детский и юношеских фильмов им. М.Горького».
Кроме “Союзмультфильма” в СССР также работала студия “Экран”, на которой было выпущено немало известных мультипликационных фильмов. В 1981 году появился так полюбившийся зрителям мультфильм “Тайна третьей планеты”, созданный Романом Качановым.
Режиссер Александр Татарский открыл новое направление в мультипликации — пластилиновые мультфильмы, самыми известными из которых являются “Пластилиновая ворона” и “Падал прошлогодний снег”.
Персонажи созданные «Союзмультфильмом»
В начале 80х популярным становится создание мультфильмов в технике так называемой полной мультипликации, когда на экране движутся не только главные герои, но и фон за ними. Это была довольно затратная техника, поэтому к концу десятилетия стал преобладать упрощенный метод рисовки, пример которого можно увидеть в мультфильме “Следствие ведут Колобки” 1987 года.
Советская мультипликация в 20-30 годы
Прародителем советской мультипликации можно считать биолога Владислава Старевича, снявшего картины о жизни жуков, используя насекомых в качестве марионеток. Позже режиссер снял еще несколько кукольных мультфильмов, таких как “Стрекоза и муравей”, “Ночь перед Рождеством”, “Сценки из жизни животных”. Однако, во время революции Старевич уехал из страны, из-за чего развитие анимации на некоторое время остановилось.
Один из первых мультфильмов «Стрекоза и муравей»
В 1924 году Юрий Меркулов с другими режиссерами организовывают Экспериментальное бюро мультипликации, где создают ряд кукольных мультфильмов. В то же время другие художники на студии “Культкино” работали над созданием рисованных мультфильмов, имеющих в основном сатирический характер и ориентированных на взрослую аудиторию.
Первыми детскими мультфильмами, созданными в СССР, считаются “Каток” и “Сенька-Африканец”, вышедшие на экраны в 1927 году. Тогда же вышел кукольный фильм “Мойдодыр” и рисованный “Тараканище”.
Знаковым этапом в истории советской анимации можно считать картину “Почта”, вышедшую в 1929 году, которая стала первым цветным и озвученным мультфильмом. Картина была показана зарубежным зрителям и высоко оценена критиками. В 1935 году была создана картина “Новый Гулливер”, где на ряду с куклами снимались настоящие актеры.
Один из героев советского мультфильма 20-40 годов
Мнение эксперта
Артур Оганезович Вартанян
Оператор-постановщик, помощник режиссера киностудий «Ленфильм», «Киевской киностудии научно-популярных фильмов», а также «Центральной киностудии детский и юношеских фильмов им. М.Горького».
В 30е годы советские аниматоры знакомятся с творчеством Уолта Диснея, и его работы признаются эталоном, на который пытаются ровняться отечественные мультипликаторы. Под влиянием диснеевских мультфильмов в СССР в 1935 году создается студия “Союзмультфильм”, где аниматоры пытаются копировать технику западных коллег.
Какой мультфильм был самым первым в мире?
Ответить на этот вопрос непросто. Претендентов сразу два. Первый – Стюарт Блэктон, в 1906 году создал первую такую картину. Это были рисунки в движении, отснятые на пленку, называлось действо «Юмористические фазы смешных лиц». В нем зритель наблюдает за персонажами, нарисованными мелом на доске. Блэктон вошел во вкус и через год представил «Отель с призраками» — кино, разбавленное элементами мультипликации. Его творения претендовали на звание самого первого мультфильма в мире, но назвать их полноценными было сложно.
Такую картину создал другой человек – художник из Франции Эмиль Коля. Он выпустил «Фантасмагорию» — маленькую короткометражку продолжительностью всего полторы минуты. Однако она потребовала от него усилий – пришлось нарисовать больше семи сотен иллюстраций. Когда вышел этот самый первый мультфильм в мире? Зрители увидели его в 1908 году, причем выглядела картина для тех лет неплохо.
Сюжет странный, обычному зрителю его понять непросто. Главный герой Фантош сидит в театре, перед ним садится толстая женщина в головном уборе с перьями. Ему это мешает, Фантош сначала выдергивает перья, затем выкидывает шляпу, а в финале – поджигает даме волосы. Сюжет меняется – Фантош пытается что-то украсть у мужчины, его задерживают полицейские. Далее герой продолжает попадать в разные интересные ситуации.
Интересный факт: в 2008 году «Фантасмагорию» пересняли, причем в новой версии старый персонаж встречается со своим современным вариантом. Хотя анимационный фильм выполнен с использованием компьютерной техники, в нем остались фрагменты предтечи.
2. В поисках Дори – 2016
«Мы очень разные, потому нам нужно уважительно относится к особенностям других людей»
Главная героиня мультика – симпатичная рыбка Дори, характер которой ну очень забывчивый. Ее главная мечта – это отыскать свою семью, но Дори не в силах вспомнить, где же они. Рыбка-хирург появилась на свет с таким расстройство – отключением памяти, и дети при просмотре получают один из очень важных уроков: людей необходимо принимать такими, какие они есть.
Главный герой этого мультфильма милая рыба-лагуна по имени Дори и ее забывчивый характер. Она мечтает найти свою семью, но не может вспомнить, где они. Дори родилась с болезненным отключением памяти, и один из уроков, которые получают дети, — что нужно принимать людей такими, какие они есть.
Интересные факты
1) После того, как авторы мультфильма посмотрели нашумевший документальный фильм «Чёрный плавник», они приняли решение, что окончание будет другим, чтобы у животных была возможность покинуть морской парк, если им захочется.
2) Идея мультфильма родилась еще в далеком 2005 году. Однако, разногласия между компаниями Disney и Pixar, которые вместе снимали мультик, отложили работу на целых 7 лет.
3) Сценаристом и режиссером мультика про Дори стал оскароносный Эндрю Стэнтон, который создал огромное количество любимых всем миром мультфильмов, в том числе всех «Историй игрушек», «В поисках Немо», «Валл-и», «Корпорация монстров», «Жизнь жуков» и многих других.
4) Перед тем, как начать работать над мультиком, создатели и художники изучили жизнь морских обитателей, наблюдали за из повадками и анализировали их контакты между собой. Всё это они делали, посещая многочисленные аквариумы и океанариумы. Художники сделали огромное количество фотографий со всех возможных ракурсов, потому сомневаться в реалистичности мультфильма не приходится.
5) Действие в мультфильме происходит спустя год после истории о Немо. Полюбившиеся Марлин с сыном Немо, а вместе с ними ничего не помнящая Дори начинают своё удивительное приключение к берегам Калифорнии, где расположился институт жизни моря, в котором находится реабилитационный центр для братьев наших меньших и огромный развлекательный комплекс с громадным аквариумом. Тут Дори хочет найти родителей и узнать тайну своего происхождения.
6) Свой голос режиссер Дори отдал черепашке Крашу, что уже стало традицией.
7) Дольше всего художники работали над созданием осьминога Хэнка. Его тело создавали отдельно от щупалец, а после того, как дизайнеры начали соединять их, восьмая нога не поместилась. Так Хэнк стал семиногом. Авторы не растерялись и вписали это в сюжет.
Над созданием всех сцен с Хэнком трудились целый год
На прорисовку конкретных сцен иногда уходило по 2-3 месяца, потому что важно было учитывать физиологию. Так как у осьминогов рот на животе, эмоции Хэнк показывал глазами и бровями.
Дизайнеры подумали о том, чтобы зритель был полноценным участником происходящего в кадре. Например, в сцене, когда Дори оказывается в аквариуме, мы оказываемся там с ней, а не смотрим на нее со стороны.
9) Дори имеет свою страничку в Фейсбуке. Там новостей от нее ждут около 25 миллионов подписчиков, что гораздо больше, чем у любого другого диснеевского или пиксаровского героя.
10) Голосом Института жизни моря в оригинальной версии мультфильма стала Сигурни Уивер, знаменитая актриса и активный защитник окружающей среды.
11) Это первый мультфильм, который Pixar выпустила в данном формате IMAX. Первоначально Дори планировалось рисовать от руки, но потом от этой затеи отказались.
12) Сразу после выхода мультика разразился экологический скандал. Экологи требовали, чтобы создатели позаботились о голубых хирургах. Они просили, чтоб перед показом мультика предупреждали не покупать таких рыбок в магазине, потому что им нельзя жить в домашнем аквариуме.
А советские мультики чем могут удивить?
На мультфильмах «Винни Пух», «Ну Погоди», «Домовенок Кузя» и «Чебурашка» выросло не одно поколение детей. А это значит, что вдвойне интересней узнавать новые факты об их создании и закадровой жизни, которые могут рассмешить даже самых заядлых скептиков и пессимистов.
«Малыш и Карлсон» вышел в советский прокат в 1968 году и сразу завоевал признание маленьких зрителей. Все образы были придуманы художников Анатолием Савченко, в том числе и портрет «домомучительницы» Фрекен Бок. На озвучку этой героини пробовались десятки актрис, и ни одна не удовлетворяла режиссерским запросам. В конце концов, была приглашена Фаина Раневская, идеально справившаяся со своей задачей, но добавившая немало седых волос на голову режиссера. Мало того, что она наотрез отказывалась слушать все замечания, так еще и откровенно возмущалась по поводу облика своей героини. Она считала ее страшной и некрасивой, обижаясь и перенимая ее «портрет» на себя.
«Кот Леопольд» ковался на советской мультипликационной «кузне» с 1975 по 1993 год. Имя добряка, призывавшего всех жить дружно, стало нарицательным, но вот как именно оно прилипло к обаятельному и веселому коту — отдельная история. Называть главного персонажа каким-нибудь Васькой или Мурзиком авторы не хотели, но и придумать достойное имя долго не удавалось. Проблема разрешилась с легкой руки сына автора сценария Аркадия Хайта — тогда еще маленьким мальчиком, одинаково вдохновленно наблюдавшим над разработкой сюжета мультика взрослыми и приключениями «Неуловимых мстителей» по телевизору. Вот тогда-то у него и возникло предложение подарить коту имя одного из героев фильма — полковника Леопольда Кудасова.
Старуха Шапокляк — пожалуй, один из самых запоминающихся персонажей из мультфильма «Чебурашка». Художник Леонид Шварцман никак не мог придумать, как же должна выглядеть эта вредная проныра, делающая постоянно всяческие пакости на экране. Но в итоге образ сложился, и могла ему в этом собственная теща. Именно с нее и был срисован портрет противной старушенции — острый нос, сгорбленная фигура, седые волосы, стянутые в пучок, юркие глаза. Ну а цилиндр, кружевное жабо и манжеты — это уже отсыл к французским «корням», ведь по-французски слово «шапокляк» означает «складной цилиндр».
«Бременские музыканты» — еще один шедевр, вышедший из-под пера талантливой троицы, Геннадия Гладкова, Юрия Энтина и Василия Ливанова. Интересно, что всех героев в мультфильме озвучил Олег Анофриев, который не смог выбрать кого-то одного и от «жадности» заявил, что хочет стать голосом каждого персонажа. Этот амбициозный план ему удался в совершенстве, причем всего за одну ночь. Образы разбойников были списаны со знаменитых экранных «халявщиков» — Бывалого, Труса и Балбеса. Принцесса также имела реальный прототип, и ею стала жена Юрия Энтина. Именно в том самом красном коротком платье на выходила замуж за своего ненаглядного поэта-песенника.
Какой самый первый мультфильм в мире
Мультфильмы любят смотреть и взрослые, и дети. Красочные веселые персонажи добавляют ярких пятен в обычную жизнь. Некоторые мультики просто доставляют удовольствие и приносят положительное настроение, другие рассказывают «что такое хорошо, а что такое плохо». Но в большинстве своем они чему-то учат, делают ребенка лучше, помогают в дальнейшей взрослой жизни. Звание «самый старый мультик в мире» поделили между собой 3 претендента:
Американский карикатурист Стюарт Блэктон снял сразу 2 картины: «Юмористические фазы смешных лиц» и «Отель с привидениями». Они были созданы друг за другом в 1906 г. и в 1907 г. Первый мультик представлял собой двигающиеся нарисованные мелом картинки. Мужчина оживал на глазах и шевелился без помощи художника. Первыми его посмотрели жители Франции.
Вторая работа Блэктона произвела больший фурор у зрителей. В ней присутствовало движение не только людей, но и неодушевленных предметов, а операторы знаменитой фирмы Gaumont остались в полном недоумении, как же удалось их «оживить».
Вторым претендентом стал Эмиль Коля со своей работой «Фантасмагория», вышедшая в 1908г. Короткометражка заняла всего полторы минуты времени, а на ее подготовку ушло более 700 рисунков. Главный герой – Фантоша, упавший с турника. С ним приключаются разные забавные ситуации.
Специалисты утверждают, что именно «Фантасмагория» – самый первый мультик, так как первые два больше походили на демонстрацию новых возможностей и технологий, а Эмиль Коля снял действительно полноценную сюжетную картину.
Кто нарисовал «Ну, погоди!»?
Мультсериал «Ну, погоди!» обычно связывают с именем прославленного мультипликатора Вячеслава Михайловича Котёночкина. Он действительно является по сути автором и создателем знаменитого мультсериала, однако в качестве режиссёра «Ну, погоди!», а нарисовал персонажей мультфильма Светозар Кузьмич Русаков.
Светозар Кузьмич Русаков
Русаков на фронте
Светозар Кузьмич Русаков родился в Московской области в городе Тучков в 1923 году. Учился в художественной школе Центрального дома пионеров. В начале Великой Отечественной войны его призвали в армию. Первое время он работал военным корреспондентом сначала в «Окнах ТАСС» Новосибирска, а позже в газете «Красная звезда». В рядах действующей армии оказался в 1943 году. Сначала был пехотинцем и принимал участие в боях Украинского и Белорусского фронтов, после этого был переведён в арт-разведчики Отдельного противотанкового батальона. В бою был ранен и контужен, после чего получил II группу инвалидности.
Из армии Русаков демобилизовался только в 1946 и сразу же поступил в художественно-промышленное училище имени Калинина. Его он окончил с красным дипломом и продолжил обучение теперь уже на художественном факультете ВГИКа. С отличием окончив ВГИК, Светозар Кузьмич устроился на работу художником-постановщиком на киностудию «Союзмультфильм», где проработал 30 лет. Лишь выйдя на пенсию, он нашёл время для собственной выставки, несмотря на то, что к тому времени в его коллекции было уже довольно много работ.
Герои мультфильмов Русакова
Святозар Кузьмич Русаков стал лауреатом Государственной премии, членом Союза художников и кинематографистов. Награжден множеством наград, в том числе орденами Славы и Великой Отечественной войны и «За боевые заслуги», а также многими другими. Он ушёл из жизни в августе 2006 года.
Среди персонажей мультфильмов не только волк и заяц из «Ну, погоди!». Он также является художником, создавшим знаменитых хоккеистов из мультфильма «Шайбу, шайбу!». Кроме того, он был художником-постановщиком таких мультфильмов как «Сказка о Емеле», «Приключения Буратино», «Попался, который кусался» и нескольких десятков других известных советских мультфильмов.
м/ф Шайбу, шайбу!
Когда вышел самый старый (аниме) – мультфильм в мире?
Аниме – является частью культуры Японии и очень популярно среди детей, подростков и взрослого населения во многих странах мира. Мультфильмы этого стиля выпускаются в разных жанрах. К сожалению, не установили автора, который создал самое старое японское аниме в 1907 году. Оно было смонтировано из рисованных картинок. Движущийся мальчик выкладывает из иероглифов слово «кино» и снимает шляпу перед зрителями. Длительность этого аниме 3 секунды.
Предшественником аниме считается Манга. Данное слово появилось в 1814 г. благодаря художнику Кацусике Хокусаю. Это чёрно-белые эскизы, рисованные тушью. Истории в картинках, в последствии комиксы. «Марумару Тимбун» – журнал впервые опубликовал комиксы на японском языке с европейским акцентом в 1877 году.
Многие считают первопроходцем в японском аниме Дэкотэна Симокаву, который в 1917 году делал с помощью мела зарисовки на доске и пытался их оживлять, при этом – записав на плёнку. Его работы не сохранились. Первые фильмы были не более 1-5 минут, их создавали художники (одиночки) стараясь применить уже имеющиеся знания, опыт и технику западных мультипликаторов.
Namakura Gatana (создан 30 июня 1917) считается одним из первых чёрно-белых аниме. Это маленький, двухминутный мультик был создан на японской студии Кобаяши Шокай. Переводится название, как «Тупой меч самурая». Это фильм рассказывает о некомпетентности самурая, который купил тупой меч. Затем, чтобы отомстить за своё унижение, он вернулся к продавцу разрешить конфликт.
К одним из первых аниме относится фильм – сказка о крабе и мартышке, которые также являются сказочными самураями. Сюжет фильма в том, чтобы отомстить подлой мартышке. Мартышка предала краба. Детки убитого краба мстят и убивают мартышку. Этот мультик, под названием «Как краб отомстил мартышке» – поставлен по старой японской сказке и имеет определённый смысл.
Каждый аниматор на восходе японской мультипликационной культуры внёс свой вклад в появление различных направлений и стилей японского аниме. Даже большие глаза героев Диснея в последствии будут преобладать над героями японского аниме. Только с 1958 года аниме в искусстве было признано официально.
https://youtube.com/watch?v=xUDVv92Fwxk
Если же говорить не только о Японии, то есть спорное мнение, что самый первый европейский мультфильм был создан и отснят на киноплёнку с помощью камеры Эдисона, Блэктоном в 1906 году «Комические фазы весёлых рожиц».
Нарисован французским художником-карикатуристом Эмилем Коля. Назывался он «Фантасмагория». Понадобилось 700 рисунков, сделанных на белом бумажном фоне чёрными линиями. Всё это перепечатали на негатив, получив эффект рисунка мелом.
Первые мультфильмы студии Disney
В далеком 1921 году братья Уолт и Рой Дисней представили своим зрителям самый первый мультфильм диснея «День Алисы на море» по мотивам сказки Л. Кэрролла, который принес первый успех и первые полученные на любимом деле доходы. Впоследствии картина открыла целый увлекательнейший цикл из 56 серий про приключения маленькой девочки. Немногим позже появился известный всему миру мультфильм «Танец скелетов» в музыкальном сопровождении. Уолта Диснея по праву считают прародителем американской мультипликации, он получал премию «Оскар» — 30 раз, а опыт его работы, берут за основу и современные мультипликаторы.
Первый звуковой мультфильм
Во времена становления компании Дисней, были такие критики, которые воспринимали сам факт озвучивания мультфильмов как нонсенс и свято верили, что это новшество не принесет молодому развивающемуся искусству пользы. Но сам Дисней был совершенно уверен, что именно за озвученным кино будущее. Было мало людей поддерживающих дерзкие планы режиссера снять первый звуковой фильм, но первые показы «Пароходик Вилли» (1928 г) создали неожиданный ажиотаж в мире мультипликации и стал хитом. Благодаря дорожке с метрономом именно Диснею удалось первым добиться абсолютной синхронизации картинки и звука.
Уолт Элиос Дисней
Уолт Элиос Дисней родился в самом начале прошлого века в 1901 году в Чикаго. Вскоре родители переехали из большого шумного города и поселились на тихой ферме поблизости от городка Марселин в штате Миссури. Ещё в детстве у Уолта проявились творческие способности, но так как семья была бедной, первый рисунок им был нарисован не карандашом на бумаге, а смолой на стене дома.
Детство и юность Уолта Диснея
На ферме Диснеи прожили недолго и переехали в Канзас. Там в 8 лет Уолт уже сам начал зарабатывать деньги, вставая в 4 часа и разнося утренние газеты. Уже тогда его привлекали рисунки в комиксах, но времени на рисование не было, да и жестокий отец не одобрял этого занятия сына, хотя сам Элиос Дисней менял занятия и работу как перчатки и был то фермером, то плотником, то строителем.
Несмотря на всевозможные препятствия Уолту всё же удалось поступить в чикагский Институт Искусств, где, наконец, получил признание своих талантов. В 1918 году Дисней попытался поступить на военную службу, но не подошёл по возрасту. Тогда он пошёл в Красный Крест, где он год работал водителем санитарной машины.
В 1919 году он вернулся в Канзас-сити и стал работать художественным директором в коммерческой студии. Именно там состоялась его встреча с будущим партнёром Убом Айверксом. Вместе они открыли собственную студию, на которой первое время снимали короткие рекламные ролики. Позже их студия переехала в Лос-Анджелес, поближе к Голливуду. Но этого Уолту было мало, он уже тогда решил делать мультфильмы. В этом ему помог брат, у которого было такое же желание, а главное побольше средств. Вскоре Уолт и Рой открыли первую студию, исполняя одновременно функции директора, актёра, звукооператора и сценариста.
Мультфильмы студии Диснея
В 1928 году появился новый мультперсонаж – мышь по имени Мортимер. А вскоре, в том же году, и первый в мире озвученный мультфильм «Пароход Уилли». В нем в качестве капитана корабля впервые появился Микки Маус, а озвучил его сам Дисней. Через 9 лет появился первый полнометражный цветной мультфильм «Белоснежка и семь гномов», а чуть позже Гуффи и Плуто – знаменитые собаки мультфильмов Диснея. В 40-м году вышел мультфильм «Пиноккио».
м/ф Гуффи и Плуто
В 1955 году появился первый основанный Диснеем парк аттракционов «Диснейленд», а в 1961 Дисней основал в Калифорнии Институт Искусств. За свою жизнь Дисней создал множество мультфильмов как по собственному сценарию, так и по мотивам различных сказок. «Золушка», «Питер Пэн», «Красавица и чудовище» лишь немногие произведения, созданные на студии Диснея. Он ушёл из жизни в 1966 году.
Поделиться ссылкой
Сюжет «Фантасмагории»
Фильм не имеет никакой реальной истории или структуры. В первой сцене рука рисует маленького клоуна Фантоша, висящего на турнике.
– Он падает и вместо него появляется толстый Фантош в шляпе, который снимает шляпу, теряет парик и усаживается на место в кинотеатре.
– Перед ним садится женщина в большой шляпе, из-за которой Фантош не видит, что творится на экране.
– Он снимает перья со шляпы, и пугается внезапно появляющегося паучка.
– Теперь экран видно лучше, но под шляпой у дамы огромная прическа, и Фантошу приходится сжечь ее.
– Голова дамы взрывается, и из неё появляется Фантош.
– Затем он попадает в коробку, на которую сверху бросают гири, однако Фантош с легкостью открывает ее, сбросив гири на землю.
– С помощью удочки он ловит прохожего, который превращается в какую-то жидкость.
– Затем появляется огромный мушкетер, и Фантош сжигает его свечей.
– Прогуливаясь по городу клоун теряет голову, та прыгает, словно мячик и ее ловит прохожий.
– Он превращается в бутылку, а Фантош оказывается внутри этой бутылки.
– После этого бутылка превращается в цветок, потом в слоновий хобот.
– Заметив полицейского, слон становится домом, в который забегает Фантош, а полицейский запирает дверь снаружи.
– Фантош решает выпрыгнуть из окна и «разбивается». Тут появляются руки аниматора, «чинят» клоуна, тот надувается и, сев на лошадь, исчезает.
Неюбилейный юбилей
Владислав Старевич
Нынешний год – не только год столетия российской мультипликации, в этом году празднуется еще один юбилей, 130 лет назад родился один из отцов-основателей этого жанра, Владислав Старевич. Дарование этого человека не имеет аналогов в кинематографе по масштабам и, если так можно выразиться, многопрофильности.
Свои разнообразные таланты он проявил во многих отраслях кинематографии, настоящий изобретатель, великий выдумщик, фактически он один заменял собой небольшую киностудию. Многие фильмы Старевич делал один, он не только вел съемку и выстраивал мизансцены, но и создавал своими руками костюмы, кукол и декорации. Эпизодическую помощь ему оказывали только жена и дочь, других сотрудников у него не было.
О Старевиче ходит много легенд, которые он и сам охотно поддерживал. Маэстро любил розыгрыши и ревниво оберегал свою творческую кухню от досужего любопытства, он никогда не участвовал в фестивалях и форумах, не бывал на вручении его картинам наград, зато охотно мистифицировал публику.
Единственным случаем, когда он лично представил свое творение, был показ «Стрекозы и Муравья» при императорском дворе, фильма августейшим зрителям очень понравилась, и Старевичу был вручен именной подарок, кажется, перстень.
Второй раз этот мастер попал в поле зрения власть имущих совершенно случайно – в 1930 году его экранизация поэмы Гете «Рейнеке-Лис» в жанре объемной мультипликации внезапно привлекла внимание гитлеровского правительства, и расширенная версия фильма была финансирована Германией. Когда речь идет о творчестве Старевича, часто употребляется слова «первый» и «впервые»
Это он впервые использовал графическую мультипликацию в игровом кино, именно он разработал приемы съемки движущейся камерой, он первым применял трюковые и комбинированные съемки. Удивительно, но фильмы Старевича и сейчас смотрятся с интересом, они не кажутся ни устаревшими, ни наивными, а многие его идеи и приемы и сейчас, в век цифровых технологий вызывают у зрителей восторг и удивление
Когда речь идет о творчестве Старевича, часто употребляется слова «первый» и «впервые». Это он впервые использовал графическую мультипликацию в игровом кино, именно он разработал приемы съемки движущейся камерой, он первым применял трюковые и комбинированные съемки. Удивительно, но фильмы Старевича и сейчас смотрятся с интересом, они не кажутся ни устаревшими, ни наивными, а многие его идеи и приемы и сейчас, в век цифровых технологий вызывают у зрителей восторг и удивление.
Первый мультфильм России
Первый мультипликационный фильм в России вышел в 1910 году. Его название «Прекрасная Люканиде или Война усачей с рогачами». Сюжет описывает историю средневековой войны.
В главных ролях выступают насекомые, отчаянно дерущиеся из-за прелестной дамы. В картине показаны поединки на шпагах, осады крепостей и замков, взрывы и трюки, выполняемые насекомыми.
История его создания поражает. Автор картины В. Старевич был учёным – биологом. Он решил снять документальный фильм о жизни и драке двух жуков – оленей.
Фильм был снят, но в процессе съёмки Старевич вдохновился идеей создания мультика с этими жуками. В картине он действительно снимал препарированных жуков. Он прикрепил к ним проволоку для передвижения их в кадре.
Презентация картины происходила в «Покровских воротах».
Владислав Старевич был талантливым человеком. Большая часть проектов снималась только им одним. Этот гений российской мультипликации никогда не просил помощи.
Он самостоятельно выстраивал мизансцены, сам шил кукол и костюмы для них, сам мастерил необходимые для съёмки декорации. За всё время своей рабочей деятельности возле него не было замечено ни одного ассистента, кроме его жены и любимой дочери.
Другие мультипликационные фильмы России, претендующие за первенство:
- «Каток». Точная дата выпуска данного шедевра не известна. Режиссёр утверждает, что снимал его по мотиву сказки российского писателя Корнея Чуковского. Сюжет основывается на противостоянии добра и зла, высветляет справедливость и хорошие поступки.
Главные герои:
• Мальчик с добрым сердцем и чистыми помыслами.
• Разбалованный парнишка, стремящийся нанести вред окружающим.
• Девочка – фигуриста.По сюжету разбалованный парнишка преграждает путь девочке, катающейся по льду. Смелый и озорной главный герой помогает фигуристке избавиться от назойливого разбалованного малыша.
- «Стрекоза и муравей». Дата выхода – 1913 г. Режиссёр – В. Старевич. Это первый мультфильм с титрами. Он снимался на основе одноимённой басни Ивана Андреевича Крылова.
Данный мультик запомнился зрителю ещё тем, что Старевич лично его представил публике при императорском дворе, чего он не делал раньше. За талант и вклад в развитие российской мультипликации режиссёру подарили перстень.
- «В Африке жарко» — первый проект российской студии «Союзмультфильм». Сюжет описывается приключение животных.
- «Лиса и Волк» — это первый мультипликационный шедевр, снятый в цветовом формате. Выпустила его киностудия «Мосфильм».
По сюжету лиса начинает охоту на курицу, которая в последний момент убегает от хищницы. В данном проекте описывается жизнь российских крестьян, показывается их привычный устой и образ жизни.
В конце лиса встречает волка, с которым становится друзьями. Длительность картины – 18 минут 13 секунд. Но сегодня увидеть концовку её не получится. Окончание фильма не сохранилось.
Важно! Большая часть российских мультфильмов снималась по мотивам сказок, басней, повестей и рассказов известных писателей.
Другие первые мультики
Первый мультфильм:
-
Союза Советских Социалистических Республик – «Советские игрушки». Его презентовали публике в 1924 г. Картина предназначалась для просмотра взрослым, а не детям. Сюжет описывается становление Советского Союза на мировой арене. Снимал его режиссёр Давид Кауфман.
Мультик описывает жизнь рабочих, крестьян, красноармейцев и их недругов. В сюжете чётко высветляется линия защиты людей. Заканчивается мультфильм победой главных героев, обороняющих свою родину от недругов.
В конце можно наблюдать салют и новогоднюю ёлку, куда был повешены в качестве игрушек недоброжелатели весёлого народа.
- Компании Уолта Диснея – «День Алисы на море». Дата выхода – 01.03.1924. Это не просто мультфильм, это целый мультипликационный сериал, состоящий из 56 серий.
Особого внимания заслуживает первая кукольная мультипликационная постановка под названием «Цирк лилипутов». Она снималась в 1898 г. Авторы работы – Джеймс Стюарт Блэктон и Альберт Смит.
11. В поисках Немо – 2003
В этом нашумевшем мультике главными героями являются отец, который слишком сильно и много опекает своего сына Немо. В результате такой опеки Немо теряется. Мультик несет послание каждому родителю: детям очень нужна наша помощь и поддержка, но только для того, чтобы узнать об окружающем мире, а не спрятаться от него.
Интересные факты
1) После выхода картины на экраны столько людей захотели иметь рыбу-клоуна, что во многих места «Немо» грозило исчезновение.
2) Немо получил свое имя благодаря главному герою известного романа «20 тысяч лье под водой». В переводе с латинского «Немо» — «Никто».
3) Художники занимались дайвингом и стали завсегдатаями океанариумов для того, чтобы лучше понять поведение и жизнь морских обитателей.
4) В мультике появляются персонажи из других картин Пиксара. К примеру, Базза Лайтер из «Истории игрушек» или Майк Вазовски из «Корпорации монстров» и другие.
5) Одну из лодок в Сиднеевском порту назвали в честь отца режиссера картины Эндрю Стэнтона.
6) Панцири черепах имеют удивительное сходство с принтами на гавайских рубашках, которые очень любит носить один из ведущих аниматоров и режиссеров студии Джон Лассетер. Полагаем, что совпадение не случайно.
7) Дарлу зовут так благодаря продюсеру «Корпорации монстров» Дарле Андерсон, которая постоянно подшучивает над режиссером, продюсером, сценаристом и аниматором студии Пиксар Эндрю Стэнтоном.
В мультике мы встречаем веселых чаек, которые все время говорят: «Дай! Дай! Дай!». Эти слова были переведены на огромное количество языков: русский, испанский, французский, немецкий, фарси, греческий, чешский, тагальский, непальский, шотландский, японский, иврит и многие другие!
9) Взаимоотношения режиссера мультфильма и его сына легли в основу сюжетной линии. Эндрю Стэнтон очень ответственный отец.
10) Дом из водорослей, где жили Немо с Марлин создавали по той же технологии, которая помогла художникам создать шерсть для Салли из «Корпорации монстров».
11) Мультик стал одним из самых кассовых за все время. Мировые сборы – 931 миллион долларов.