Дальнейшая история французского кружева
Надо отметить, что шитый иглой гипюр, производимый в Алансоне, не только не уступал по качеству итальянскому, но и превосходил его. Рисунок французских кружев был более мелкий, изящный и разнообразный. Мастерицы вышивали не только орнаменты и растительные мотивы, но и фигурки животных и людей. Ими было создано большое количество сеток, служащих основой будущего кружева и позволяющих еще больше разнообразить композицию. Орнамент оплетался не только конским волосом, для более тонкой работы брались даже волосы человеческие. А сами рисунки придумывались выдающимися художниками той эпохи.
В XVII веке на смену гипюру как основе для вышивки приходит более легкий и нежный тюль, а к концу столетия намечается тенденция располагать узор только по краю, все остальное пространство заполняя так называемым «насыпным» орнаментом — россыпью бабочек, цветочков или мушек.
Алансонские кружева
В Алансоне (нижняя Нормандия) первыми стали использовать тюль с шестигранными мелкими ячейками в качестве фона. На контуры орнамента нашивался волос белогривых лошадей. Узор из букетов, растительных орнаментов наносится мелкой иглой.
Гирлянды, узоры в стиле рокайль имеют характерный орнамент, который оформлялся более толстой нитью. Кружева в технике алансон — чрезвычайно кропотливое трудоемкое плетение. Чтобы сплести один кв. см кружев требуется четыре часа ручной работы!
К концу XVIII – началу XIX века орнамент алансонского кружева облегчается. Его размещают по контурам, а фон заполняют мелким рисунком, горошком, бабочками.
Алансонские кружева входят в список всемирного наследия Юнеско. Сейчас большинство кружев выполняется способом машинной вязки. В продаже ручная вышивка практически не встречается. Но в музее кружевоплетения работают мастерицы, которые знакомят с техникой.
Получили известность аржантанские кружева. Их отличие состояло в том, что более крупные ячейки на фоне обметывались петельным швом. Алансонские кружева более воздушные, чем изготовленные в Аржантане.
Одни из самых популярных кружев в мире, используемых для украшения свадебных платьев, — это кружева алансон.
Кружева ручной работы
Что такое знаменитое вологодское кружево – это выразительный растительный орнамент в виде цветов, гребешков и вееров. Изготавливается из плотной нити и часто цветной.
Брюггское плетение многие сравнивают с вологодским. Его изготавливают крючком из толстой шерстяной или мохеровой нити.
Михайловское кружево – результат льняного рукоделия с отделкой цветным мулине. Рисунок состоит из фестонов, зубцов, веерных мотивов. Используется для украшения скатертей, полотенец, занавесок.
Вилочное плетение ведется крючком и вспомогательной вилкой или шпилькой. Ажурные работы получаются в фантазийном стиле.
Ручная работа
Их разделяют по технике выполнения или по месту изготовления. Раньше вручную изготавливали даже те кружева, которые сейчас с лёгкостью выполняют машины.
Плетение коклюшками
На специальные палочки из дерева наматывают нити. После этого их перебрасывают с одной стороны на другую. Такие кружева бывают двух видов.
Парный метод позволяет получить длинную мерную полоску. От неё можно отрезать необходимый кусок. Сцепным способом плетут участки рисунка и соединяют их все вместе крючком.
Кружевная ткань, изготавливаемая таким способом — это старинный русский метод, получивший распространение при Петре I. Сейчас он считается самым дорогим.
Шитое кружево
Есть две разновидности таких изделий: игольный способ и хардагнер.
На полотне иглой делают стежки, этот способ похож на вышивку. Раньше из куска материи удаляли некоторые нити и соединяли оставшиеся стежками в определённом порядке. Теперь на тонкой бумаге рисуют узор, листок закрепляют на ткани и делают контур толстой иголкой. Потом заполняется стежками вся внутренняя часть.
Раньше это делали тончайшими льняными нитками, теперь используют разный состав и толщину. Популярностью пользуются вещи из органзы. Распространённый узор – цветочный.
Хардангер
Норвежское кружево на льняной белой ткани. Нити тоже белые, изредка кремовые. Гладью вышивают очертания, после этого маленькими ножницами вырезают определённые участки. Их удаляют пинцетом и разными стежками делают рисунок. Края шьют в самом конце. Этот вид кружева применяется для украшения одежды и домашнего текстиля – постельное бельё или скатерти.
Узелковое кружевное полотно
Делится на два вида: фриволите и макраме.
Фриволите
Французское кружево из нитей, закрученных специальным методом. Для него необходима определённая игла и специальные челноки. Из фриволите делают салфетки, декорируют ими бижутерию, полотенца, покрывала, скатерти, постельное бельё, одежду.
Макраме
Его тоже плетут узелковым способом. Для этого применяются толстые плотные нити, тесьма, бечёвка. Сейчас этой техникой делают шарфы и шали, салфетки, бижутерию, декоративные предметы.
Вязаное кружево
Читайте про: сухой закон непромокаемых тканей
Чаще всего его вяжут крючком. Иногда кружевные изделия делают с помощью спиц. В России такой способ вязки не считается кружевом.
Ирландскую разновидность изготавливают отдельными частями, которые потом объединяют в одно изделие. Раньше это было семейное занятие: каждый отдельно изготавливал листья, цветы, лепестки, трилистник. Затем готовые детали соединяли при использовании сетки.
Вязание крючком позволяет создавать разное кружево в зависимости от длины приспособления. Крючок применяют при вязании на шпильке или вилке. При вязании с планочкой понадобится что-то тонкое и длинное – например, линейка.
Ришелье
Его делают на тончайших видах тканей: муслин, органза, батист, тонкий лён, сетка
На материи вышивают рисунок, после чего осторожно вырезают ткань внутри него. Кружево получается объёмным, так как получается эффект светлых и тёмных нитей
Им украшают домашний текстиль и одежду.
Итальянская ретичелла – наиболее известная и популярная разновидность кружева ришелье.
Плюсы и минусы изделий ручной работы
Положительные качества:
- изысканность, элегантность, дорогой внешний вид;
- экологичность, так как применяются только натуральные волокна;
- гипоаллергенность – на коже не появляются раздражения или покраснения;
- такие вещи не электризуются;
- гигиеничность изделий, хорошая воздухопроницаемость.
Отрицательные качества:
- высокая цена;
- осторожный и бережный уход.
- Оно приемлет стирку руками в прохладной или слегка тёплой воде.
- Изделия нельзя выжимать, надо дать воде немного стечь.
- Сушат их в расправленном виде в горизонтальном положении.
- Проглаживать такое кружево можно только через тонкую ткань или марлю.
- Нельзя гладить вещи с объёмными, рельефными узорами.
Кружево Sophie Hallette
Sophie Hallette – это ведущий производитель кружевных тканей во Франции. Именно он является создателем тончайшего кружева для свадебного платья герцогини Кембриджской Кейт Миддлтон. Дом Sophie Halette каждый сезон поставляет воздушное кружево на модные подиумы. Его кружевные фантазии можно увидеть на Неделях моды в коллекциях Alexander McQueen, Chanel, Dior, Givency, Oscar de la Renta, Burberry, Dolce & Gabbana, Isabel Marant, Louis Vuitton, Valentino, Versace, Marc Jacobs и многих других…
Sophie Halette — кружевной бренд, к которому непременно стоит обратиться, если вы задумали создать шедевр.
Кружева Шантильи ассоциируются во всем мире с роскошью, элегантностью и женственностью. Можно с уверенностью сказать, что кружево никогда не выйдет из моды.
Свадебная мода Сегодня свадебная мода многогранна, невесты могут позволить себе платья в стиле минимализм, и даже комбинезоны и свадебные спортивные костюмы. Но кружево по-прежнему остается лучшим декором образа невесты.
История появления и описание
Во Франции плетёное кружево стало популярным с 15 века. Моду на него привезла из Италии Екатерина Медичи. Заказывать его из Венеции было дорого, и поэтому было решено плести здесь.
Кружево шантильи, что это такое? Называется оно так по месту происхождения – небольшой городок Шантильи севернее Парижа. Сначала изготавливали чёрное и белое кружево из шёлковых нитей, также из металлических нитей, из льняных; потом стали делать только чёрное кружево.
В 17 веке в городе Шантильи построили несколько фабрик по производству кружева.
В Европе оно вошло в моду и стало популярным с сороковых годов 19 века. Его плели вручную, и стоило французское кружево шантильи очень дорого. Только состоятельные люди покупали себе такую роскошь.
Изделие плели на плоской большой подушке. На неё крепили нитки с одной стороны, другие концы наматываются на коклюшки. Для изготовления небольших вещей хватает одного куска ткани. Крупное делали отдельными элементами, которые потом соединяли между собой.
При Наполеоне третьем такое кружево применяли почти везде. Как при изготовлении небольших изделий, так и крупных:
- шарфы, мантильи, пелерины;
- юбки, зонты, носовые платки;
- воланы, рюши на платьях;
- накидки, жакеты;
- наколки на волосы, веера;
- перчатки и митенки.
В середине 19 века французские кружева обрели такую популярность, что фабрики по их производству открылись в других странах. Несколько таких было в Бельгии.
В конце 19 – начале 20 века модными были белые или светлые платья, покрытые чёрным кружевом.
В 18 веке основа выглядит как ромбовидная решётка. Две диагонали пересекаются с одной горизонталью, направленной в другую сторону. К началу 19 века сетка становится похожей на соты, как у шестигранного кружева из Алансона.
Алансонское кружево состоит из шестигранных ячеек. В основном присутствует растительный, цветочный рисунок. Поверх контуров орнамента нашивали белый конский волос. Для изготовления 1 квадратного сантиметра такой красоты вручную понадобится 4-5 часов работы.
На стыке 18 и 19 веков рисунок алансонских кружев упрощается. Его используют по контуру, на фоне выполняют мелкий рисунок бабочек, горошка.
Сейчас почти все кружева изготавливают машинным способом, ручную работу найти трудно. В музее есть мастерицы, которые показывают технику изготовления алансонского кружева.
Валансьенское кружево стало популярным в 18 веке после переноса сюда фабрики по производству кружев. С 13-го века в Валансьене изготавливали лучший батист. Изначально мастерицы из Фландрии обучали французских плетению кружева. Каждый рисунок был основательно сплетён, сетка была точной формы, изделия были тонкими. После присоединения к Франции вид кружева поменялся. Популярной стала очень тонкая сетка с плотным рисунком.
У кружева валансьен преобладает растительный орнамент, ячейки сетки разнообразные: круглые, квадратные, ромбовидные. Сетку и рисунок плетут одновременно, это отличает данный вариант ровной поверхностью, отсутствием рельефа.
Эти виды кружева похожи и все они из разных французских регионов.
Достоинства и недостатки кружева
Кружевная ткань обрела свою популярность неспроста. Материал обладает множеством положительных качеств:
- Необычный привлекательный вид. Изделия из кружева всегда привлекают взгляды.
- Универсальность. Материал можно использовать и для создания одежды, и для штор, и т. д.
- Отличается приятной фактурой и хорошо пропускает воздух.
- Обычная одежда превращается в праздничную.
- Большая плотность волокон, которая обеспечивает прочность и долговечность.
К недостаткам кружевной ткани можно отнести следующие:
её нужно очень осторожно утюжить, иначе можно повредить сетчатую основу. А, например, синтетическое кружево утюжить горячим утюгом вообще нельзя.
на материале могут образовываться “зацепки”, которые вытягивают нити из узора, поэтому вещи из него нужно носить аккуратно.
На костюмах, камзолах, ботфортах…
Первые кружева представляли собой узкую полоску с заостренными зубцами геометрического орнамента и использовались в основном для обрамления больших накрахмаленных воротников. Такими же кружевами обрамлялись, обшивались передники, носовые платки. Это уже не была просто ажурная вышивка – первое кружево не имело никакой тканой основы и являлось лишь узорчатым переплетением нитей.
На изготовление кружева могли уйти месяцы – такое украшение было роскошью. В гардеробе богачей и аристократок оно кокетливо обрамляло линии декольте на корсажах платьев, выглядывало из-под манжет длинных рукавов и облагораживало вид шелковых носовых платков. Однако у кружева был весомый аргумент в оправдание своей дороговизны – его можно было спороть с костюма и заменить другим, что означало просто сделать устаревший костюм снова модным.
«Счастливым билетом», отправившим кружево в мировую моду, стал культ пышного тела в эпоху барокко. На красавицах того времени органично смотрелись объемные вещи. Именно кружево как раз создавало нужный объем в нужных местах. В это время кружевом стали украшать подвенечные платья, пока не белые, а желтые или золотые. Больше всего кружева собирал в себе огромный накрахмаленный воротник фрэза, благодаря которому, кстати, во время трапез начали пользоваться вилками – этот драгоценный воротник абсолютно недопустимо было запятнать жиром или соусом.
Кружева с крупным рельефным орнаментом использовались главным образом для украшения мужского костюма. Из них делались воротнички, уже не накрахмаленные, а мягко лежащие на плечах, жабо, манжеты, краги перчаток; широкими кружевами украшались облачения католических священников, кружевными волнами отделывались даже раструбы ботфортов.
Новая эпоха – рококо – предъявила свои требования к кружеву, которое всегда было чувствительно к моде. Легкие и изящные орнаменты потеснили пышные, но тяжелые узоры барокко. Повсеместно начался переход к тюлевому кружеву.
fashionising.com
Тюлевыми кружевами, влюбившими в себя весь мир, стали французские шитые иглой «алансон» и «аржантан» и брюссельские кружева. В ангажантах – многослойных оборках под манжетами – часто использовалось тончайшее кружево «алансон», с мелким цветочным орнаментом и рельефным контуром узора. Мастерицы прокладывали по контуру конский или человеческий волос и обшивали его льняной нитью. Для ниспадающих на плечи оборок, украшавших прически и головные уборы, требовалось менее легкое кружево – «аржантан».
В середине XVIII в. на радость модникам, мечтающим о больших кружевных шалях и пелеринах, придумали упрощенный способ кружевоплетения – аппликации по тюлю. По этому принципу плелись тончайшие кружева «шантильи», из черных крученых шелковых нитей, и «блонды» – легкие, прозрачные кружева из несученого шелка золотистого оттенка.
Первым кружевам в России также не была свойственна «скромность» – плетеные из аналогичного материала, они иногда дополнялись жемчугом и драгоценными камнями. А с модой на европейское платье при Петре I к нам пришли традиционные заморские кружева.
Что украшали кружевами в Средние века
Кружевные оборки обрамляли вырезы декольте, выглядывали из рукавов и использовались для декорирования носовых платков. Однако, несмотря на высокую стоимость, у этих изделий было одно неоспоримое преимущество: просто заменив одни кружева на другие, можно было изменить старый костюм до неузнаваемости и снова носить его, как новый. До первой половины XVII века все изделия привозились из-за рубежа. Все изделия были изготовлены из золотых и серебряных нитей. Но позже более простое льняное кружево полностью вытеснило дорогостоящее золотое. Изготавливали изделия в основном для себя, так как этот вид рукоделия требовал очень много времени и трудовых затрат.
Что это такое?
Шантильи – это сливочный воздушный крем или, проще говоря, взбитые сливки, в которые добавляется сахар и иногда вводятся другие ингредиенты, например, ваниль. Столь изысканное название было дано неспроста: считается, что десерт был изобретён метрдотелем замка Шантийи (Шантильи) Франсуа Вателем, и произошло это в далёком семнадцатом веке. Но историками было выяснено, что словосочетание «крем шантильи» встречается впервые веком позже, и десерт в Версальском дворце продегустировала баронесса Оберкирх. Название же стало символом изысканности, которую олицетворял одноимённый замок.
Шантильи — от истории к современности
Технический прогресс дал шантильи новый толчок популярности. Появилась возможность шитья кружева машинным способом, что сделало его доступнее. В начале XX века платье, состоящее из светлого чехла и верхнего слоя из шантильи, становится очень модным во всей Европе. К нему добавляют шелк и черный бархат для большего драматизма образа.
С появлением кинематографа шантильи становится спутником кинодив — Ава Гарднер, Марлен Дитрих, Рита Хейворт используют драматический и роковой характер, которым обладает это кружево.
Французский шарм шантильи не забыт и современными дизайнерами. Его можно встретить в вечерних туалетах от «Прада», Валентино, Эли Сааб и других ведущих дизайнеров.
Правила ухода
Чтобы нежное кружево надолго сохранило свою привлекательность, за ним нужно правильно ухаживать.
Хранение. Неправильное хранение приводит к распаду нежного материала на отдельные волокна и порче изначального рисунка. Чтобы этого не произошло, хранить вещи необходимо вдали от отопительных приборов. Нельзя допускать попадания на поверхность материала прямых солнечных лучей. Температура в комнате, где хранятся вещи, должна быть средней. Обычно дорогие наряды или аксессуары укладывают в специальные тканевые чехлы или мешочки.
Стирка
Не менее важно и правильно стирать вещи. Перед проведением этой процедуры изделие необходимо отряхнуть от пыли
Далее в емкости с теплой водой нужно развести стиральную соду. Делают это в пропорции 1 к 10. В подготовленную воду погружают кружево. Там его оставляют на час или два. Если вещь грязная, воду в емкости нужно будет заменить 2-3 раза. После замачивания изделие надо очень аккуратно отжать, не выкручивая при этом. Затем его можно стирать в теплой мыльной воде. Делать это тоже нужно вручную. Сильно тереть материал нельзя. Это может испортить изделие. После стирки вещь надо хорошо прополоскать в прохладной воде. Делают это 2-3 раза. Кружевное белье или вышитые изделия перед стиркой складывают в специальные тканевые мешочки.
Отбеливание. Чтобы отбелить кружево, которое долго хранилось в шкафу, его кипятят в течение 10-12 минут. Делают это только с хлопчатобумажными изделиями. После отбеливания вещь надо прополоскать сначала в теплой, а потом в холодной воде. Стирать ее в мыльной воде при этом нет необходимости. Она и без этого будет выглядеть как новая.
Сушка. Постиранные вещи стоит сушить на столе или любой другой горизонтальной поверхности. Салфетки и нижнее белье перед сушкой стоит на несколько минут обернуть мягким полотенцем. В этом случае вещь будет сохнуть намного быстрее. Развешивать на веревках или сушилке изделия не стоит.
Глажка. Как и другие виды кружева, этот нежный материал надо гладить очень аккуратно. Для этого изделие надо вывернуть наизнанку и прикрыть слоем марли. Только после этого его можно будет гладить. Если есть необходимость прогладить отдельную часть кружева, ее стоит пришпилить булавкой к одеялу. Гладят вещь аккуратными движениями через влажную ткань.
Зная особенности изящного французского кружева и правила по уходу за ним, можно не бояться покупать изделия, украшенные такими вставками.
В чем заключается привлекательность ажурного текстиля?
Ажурный текстиль уже много лет привлекает сотрудников швейных производств. С его помощью можно создавать вещи, которые входят в списки самых эксклюзивных работ. Залогом этому стали отличительные качества материала. Именно они повысили уровень привлекательности ажурной ткани, который заключается в:
- — интересной фактуре;
- — возможности идеально комбинироваться с любой тканью;
- — широким выбором рисунков;
- — универсальностью применения.
Многие мастерицы швейных фабрик утверждают, что ажурный текстиль не мнется и практически не загрязняется. Он способен придать любому наряду торжественный вид.
Выбор материалов и инструментов
Для ришелье подойдет практически любая ткань: лен, хлопок, шелк, шерсть и так далее, все зависит от изделия, которое вы собираетесь сделать. Но все же, рекомендуют выбирать тонкие материалы, потому что так ришелье выглядит еще эффектнее. Кроме того, вышивка на толстой ткани довольно трудоемка и не под силу новичкам. Оптимальным вариантом будет хлопок или лен, такой материал не будет скользить во время работы.
Еще одним необходимым инструментом для создания вышивки ришелье будут ножницы, обязательно с загнутыми углами. Они нужны для проделывания прорезей в готовом изделии. Подойдут даже маникюрные ножницы.
О разметке ткани мы уже рассказывали в нашей статье, из всех перечисленных там методов наиболее подходящим для ришелье будет водосмываемый карандаш или маркер, следы от которого исчезнут после полоскания в холодной воде.
Французские кружева Алансон и Шантиль становятся популярными
Производство кружева во Франции
было основано в начале 17 века, чтобы удовлетворить растущий интерес французской знати. Финансист Людовик XIV был обеспокоен тем количеством денег, которые уходят из страны на покупку кружева.
В целях экономии он положил начало местному производству кружева в Алансоне
в Нормандии. Большинство видов кружева были названы также как и города, где их плели.
Алансонское кружево
– один из самых популярных видов кружева и в наши дни, особенно для свадебного наряда. Кружево характеризуется цветочными мотивами, вышитыми на легкой ткани.
Особенностью алансонского кружева является то, что оно вышивается крупными стежками, которые используются для того, чтобы обозначить контур цветка и добавить ему объема.
Много известных видов кружева были созданы во Франции, такие как Шантиль, Лион, Кале и Валансьен
К сожалению, после французской революции 1789 года производство кружева в стране угасло: пришел конец увлечению дорогими и изысканными вещами. Кружево очень сильно ассоциировалось с легкомысленной экстравагантностью представителей аристократии, с которой сражались буржуа. Конечно, некоторые мастера выполняли заказы для «презираемой знати»…
Внезапное уменьшение спроса, а так же риск нанести себе вред сделало кружевоплетение непопулярной профессией во времена Французской революции.
Уникальные техники плетения кружева
Хартангер — норвежское кружево. Изготавливается на белой льняной ткани.На первой стадии гладью наносится контурный рисунок, затем специальными ножницами прорезаются необходимые элементы. На получившейся паутинке формируются узоры, способом стежок. В основном используется белый свет, но в данном случае не запрещено экспериментировать. Плетение используется не только в одежде, но и для текстильного украшения.
Фриволите — пришло к нам из Франции. Своим видом доказывает, значение слова «лёгкий воздушный».Создаётся способом кручения нитей, с использования челнока. В основном применяется для изготовления салфеток, скатерти, украшения постельного белья. Современные мастерицы используют данный метод в бижутерии.
Ришелье — судя по названию, имеет итальянское происхождение. На тонком полотне (батист, муслин, органза, сетка) разнообразными по глубине стежками располагаются фантастические узоры. Оставшиеся тканевые зазоры аккуратно удаляются инструментом. Получаются теневые блики, что придаёт объёмный эффект. Самый полярный вид — ретичелла.
Уход
Воздушное нежное кружево требует особого ухода:
Тончайшее бельё замачивают в чистой тёплой воде без мыла. Её меняют два или три раза. Проблемные участки застирывают хозяйственным мылом, оставляют так на 30 минут, и прополаскивают. Затем немного средства для стирки разводят в воде и взбивают в пену, замачивают там ненадолго изделие. Не трут, не мнут – просто полоскают в чистой воде. Бюстгальтер замачивают в растворе деликатного моющего
Плечики и чашечки осторожно трут мягкой щёткой. Прополаскивают и не отжимают, чтобы не испортить форму
Вешают на плечики в расправленном виде до высыхания.
Платье кладут на дно ванны и некоторое время поливают душевым шлангом. Хозяйственным мылом застирывают стратегически важные места – подмышки, воротник, рукава. Снова поливают душем. Замачивают на 2 часа в воде с добавлением моющего средства с антистатиком. Участки с вышивкой и стразами протирают новой губкой для посуды. Выполаскивают дважды и вешают на плечики до высыхания, чтобы не деформировалось и не было мятым.
Пятна выводят хозяйственным мылом. Нужно смочить брусок и потереть им испачканный участок. Затем прополоскать сначала в тёплой, потом в холодной воде и высушить.
Занавески сушат растянутыми, рекомендуется делать это на рамке. Сухие шторки окажутся ровными, гладить их не нужно. Другой домашний текстиль закатывают в хлопковую простыню минут на 20 и после этого гладят.
Платья с французским кружевом из хлопковых волокон и кружевной трикотаж утюжат с изнаночной стороны через влажную марлю. Вещи с рельефным орнаментом не отпаривают, чтобы не потеряли форму. Воротнички сначала крахмалят специальным средством. Затем немного подсушивают и гладят носиком утюга. Домашний текстиль утюжат с изнанки сквозь тонкий хлопок
Нельзя отступать от правил ухода, иначе нежное тонкое кружево быстро испортится.
Шантильи – это тончайшее уникальное кружево с историей в несколько столетий. Оно придаст наряду красоту и утончённость. Вечернее или свадебное платье будет выглядеть элегантно и дорого.
Французское кружево – фото разных изделий:
2020 textiletrend.ru
Кружевные полотна машинного производства
Высокая стоимость кружев ручной работы делала их недоступными для большинства ценителей красивой одежды. С приходом эры механизации производство кружев началось в промышленных масштабах.
Первые станки для изготовления кружевного полотна появились во Франции в конце XIX века. С тех пор они неоднократно совершенствовались и модернизировались. В настоящее время это многофункциональные программируемые агрегаты, способные воспроизвести кружевную ткань с любыми узорами, в том числе многоцветными, с добавлением металлизированной нити, приклеенными декоративными элементами. Наиболее яркими представителями машинных кружевных тканей являются ажур и гипюр.
Бобинное (коклюшки) кружево
Корнями возникновения уходит в бельгийскую провинцию — Фламандию (1717г). Начальная стадия развития попала на сложные времена, происходящие в стране. Несмотря на трудности кружевоплетение стало развиваться и вошло в школьную программу для девочек. Характерен растительный принт. Для плетения сочетаются нити разные по размеру. Один из трудоёмких и дорогостоящих способов кружевного мастерства. В соответствии с этими причинами исчезло из массового производства. Выполняются только индивидуальные заказы. Мастерице для работы нужно несколько нитей, которые накручиваются на коклюшку (в одной работе около тысячи штук). Эскиз наносится на тонкую бумагу.
По контуру закрепляются булавки. Из-за формы скрепления носит название сколки. Заготовки переносятся на подушку, размер которой зависит от предполагаемого изделия. Нити фиксируются в начале изделия и начинается кружевоплетение. В процессе коклюшки убираются или добавляются. Для контурного выделения используется более толстая нить.
По окончании работу снимают с бобины и вынимают булавки. Кружевные наряды пользуются спросом у аристократии и является обязательным аксессуаром для живописцев. В настоящее время ни один уважающий себя турист не покидает страну, не купив стилизованную ажурную вещь.
Где используют кружево шантильи
В 40-50 годах прошлого века кинозвёзды часто появлялись в фильмах в наряде, украшенном этим кружевом. Сейчас шантильи применяется для украшения дорогих эксклюзивных нарядов, при изготовлении готовых платьев.
Основные производители этого материала сотрудничают с известными по всему миру домами мод. Производители нижнего белья нередко используют шантильи при создании элегантных и уникальных комплектов.
Из этой ткани делают блузки, топы, юбки, коктейльные, вечерние и свадебные платья. Платье Кейт Миддлтон на свадьбе было украшено кружевом Sophie Hallette – это ведущий производитель подобных изделий.
Популярный вариант нарядов – верх из кружева, низ из другой ткани, или наоборот. Варианты:
- кружевная блузка и простые брюки;
- ажурный лиф платья и низ из тонкого шёлка;
- однотонная майка из хлопка и плетёная юбка;
- джинсы и кружевная обувь без каблука.
Шантильи применяют для декорирования домашнего текстиля:
- комплекты постельного белья;
- салфетки, платочки;
- скатерти.
При желании и наличии свободного времени можно самостоятельно украсить приятные домашние мелочи.
Как раньше, так и сейчас, дорогое кружево применяют для украшения интерьера и мебели. Это далеко не всем по карману, но и выглядеть такая комната будет богато и утончённо.
В продаже можно встретить французский гипюр, изготовленный в технике шантильи. Это прочный, но тонкий материал, подходит как для создания платья на свадьбу, так и для изготовления вечернего наряда. У гипюра шантильи присутствует растительный двухсторонний рисунок. Края обработаны особым способом и похожи на реснички.
Сейчас его производят машинным способом преимущественно из синтетических волокон. Обычно это 100% полиэстер либо с добавлением нейлона. Бывают варианты с большей частью искусственного шёлка. Встречается смесь полиамида и хлопка. Иногда делают из 70-80% хлопка также с добавлением нейлона. Часто можно встретить и варианты наоборот – большая часть нейлон, остальное хлопок. Бывает с добавлением волокон «район» – особых вискозных нитей. Для блеска добавляют люрекс.
Трудно найти в свободной продаже изделия ручной работы. При этом они стоят дорого и производятся в основном из шёлковых нитей.
Челночное кружево фриволите
Это кружево получило название от французского слова «легкомысленный», но зародилось отнюдь не во Франции. Это настолько древний вид рукоделия, что его корни не удалось отследить. Однако именно из Франции оно пришло в Россию, где и получило кружево французское имя.
Это челночное кружево, которое плетется руками из узелков. Для фриволите используют более толстые и грубые нити, чем для других видов кружева, и изначально в этой технике создавали преимущественно предметы интерьера — портьеры, покрывала, абажуры. В XVIII веке фриволите украшает и одежду.
Сегодня в технике фриволите изготавливают декоративные элементы костюма, украшения и бижутерию. Для производства фриволите берут толстую шелковую или хлопковую нить и посредством узелкового плетения создают причудливую объемную композицию.