Шпарутки ткацкого станка

Еще о круглых ковриках

Круглые коврики из лоскутков по эстетике могут быть отличными и даже выдающимися, см. рис.

Они совсем не обязательно должны быть цельновязаными. Во-первых, их можно шить, как описано выше, по грубо-текстильной основе из плетеных или вязаных косичек (в данном случае – только из косичек), навиваемых по спирали. Но прочность и долговечность будут не выше, чем у прочих шитых ковров.

Плетение круглого коврика из лоскутных косичек на обруче

Второй способ – плетение из косичек по радиальной основе из канатика на обруче для хула-хупа, см. рис. справа, дает изделие добротное, но «блямба» в центре – довольно сложная проблема, вследствие чего эта техника используется редко.

Очень красивые и довольно прочные круглые коврики, причем лоскутные шитые, получаются в т. наз. технике пэчворк. Сущность ее в том, что лоскутные детали сшиваются во фрагменты узора, которые нашиваются на груботканую основу, см. сюжет:

От волокна к нити

Грубые прутья или стебли не годились для изготовления тканей, нужны были тонкие, ровные и прочные нити. С древности люди получали волокно из стеблей льна, крапивы, конопли, из ворсистого опушения семян хлопчатника, из шерсти животных.

Волокно превращали в нить прядением. Ком волокна укрепляли на прялке — палке с рогаткой. Из кома вытягивали пучок волокон и присоединяли к веретену — палочке с насаженным на неё пряслицем (грузиком с дырочкой). Веретено закручивали и отпускали. Повиснув в воздухе, оно быстро вращалось, скручивая волокно в нить. Вращение поддерживалось за счёт тяжести пряслица, и из волокна вытягивалась скрученная нить. Готовую нить — пряжу — наматывали на веретено.

Прядение

Механический ткацкий станок

Механический ткацкий станок

В 1272 году в Болонье был изобретён способ механического скручивания нитей, который в последующие триста лет местные ткачи хранили в строжайшем секрете. А вот задача изобретения механического ткацкого станка казалась неразрешимой вплоть до 18-го века. Даже Леонардо Да Винчи не смог изобрести механический ткацкий станок. Лишь в 1733 году молодой английский механик Джон Кей сделал первый механический челнок для ткацкого станка. В России такой челнок прозвали самолётом, потому что изобретение исключило необходимость вручную пробрасывать челнок и позволило вырабатывать широкие ткани на машине, обслуживаемой одним ткачом.

В то время изобретение Кея не вызвало поддержки ни у английских промышленников, ни у ткачей, а Лондонское Общество Искусств и Промышленности вообще заявило, что не знает ни одного человека, который понимал бы, как использовать эти челноки.

Дело Кея продолжил выпускник Оксфорда, англиканский церковный служитель и поэт Эдмунд Картрайт. В 1785 он получил патент на механический ткацкий станок с ножным приводом и построил в Йоркшире прядильно-ткацкую фабрику на двадцать таких устройств. Уже к тридцатым годам 19 века в картрайтовский станок была добавлена масса технических новшеств. Подобных машин на фабриках становилось всё больше, а обслуживало их всё меньшее число работников. В России первые механический ткацкие станки появились уже в конце 18-го века. В 1798 году была создана в Петербурге Александровская мануфактура – первая текстильная фабрика в России.

Наиболее трудоёмкими при работе на механических станках были смена и зарядка челнока. Кроме того, ткач должен был постоянно следить за обрывом основной нити и останавливать машину для устранения недостатков. Лишь после того, как в 1890 году Джеймс Нортроп придумал способ автоматизированной зарядки челнока, фабричное ткачество совершило настоящий прорыв. Уже в 1894 году фирма Нортропа разработала и вывела на рынок первый автоматический ткацкий станок. Следом появился и серьёзный конкурент станку-автомату – ткацкая машина вообще без челнока, которая многократно увеличивала возможность обслуживания одним человеком нескольких устройств.

Появлением механического ткацкого станка наступила новая эпоха. Если средневековье было временем ремесленника-одиночки, то теперь ткачество стало первой в истории сферой массового производства. Ткацкие мастерские стали разрастаться в фабрики. Бурное развитие хлопчатобумажной промышленности вызвало стремительный приток людей в ткачество. Этому ремеслу учили в тюрьмах, домах для бедных, сиротских приютах.

Всё это породило те социальные перемены в европейском обществе, которые так детально описали классики марксизма – отчуждение работника от своего труда, потогонную систему, стачки, локауты и другие приёмы классовой борьбы. И действительно, мы видим, что ещё задолго до исторического материализма ткачи шли в авангарде борьбы трудящихся за свои права. Тут тебе и забастовка ткачей во Фландрии в 1245 году, и ткацкий мятеж в Фламандском городе Ипри в 1280 году, и лудицкие погромы ткацких машин 18 века. Затем пошли элеонские восстания тридцатых годов 19 века, и первые революционные советы в Иванове 1905. Всё это было делом рук ткачей. Так что если хотите, ткацкий станок – это главный двигатель классовой борьбы, если таковая действительно существовала.

Внедрение последних технологий в промышленные отрасли в первую очередь затрагивает оборудование. Примеры различных производств демонстрируют преимущества технического развития, что проявляется в повышении качества изделий. При этом есть сферы, где по-прежнему актуальны и традиционные способы организации технологических процессов. В частности, ткацкий станок по сей день сохраняет концепцию тесной взаимосвязи ручного труда и машинной функции. Конечно, в некоторых направлениях производства можно отметить и появление электронных систем с автоматикой. Однако, по совокупности достоинств двух подходов преимущество все же остается за ручными и механическими агрегатами.

Браное ткачество или Дурная голова рукам покоя не даёт

Хотел бы немного рассказать об одном из своих увлечений — браном ткачестве. Когда я начинал этим заниматься, информацию пришлось собирать с бору по сосенке. Здесь я постараюсь собрать все свои находки, вдруг кому-то пригодится. Первый пост будет обзорным. Если тема вызовет интерес, напишу и об изготовлении инструментов и о самой технике ткачества.

Несколько лет назад мы гостили под Калининградом у племяшки. На два семейства набралось трое детей различной степени подрощенности.

В один прекрасный день для них был куплен маленький игрушечный ткацкий станок. Был он приблизительно таким (фото из интернета):

Через пару часов дети притащили станочек на кухню и потребовали объяснить как им пользоваться. Производитель не сильно озаботился инструкцией, но по нескольким фотографиям на коробке удалось разобраться в принципе работы. Дело осложнялось тем, что деревянные детали станочка, судя по всему, были выгрызены китайскими бобрами из цельного куска дерева и состояли из заноз и заусенцев на 146%.

В течение следующих дней дети соткали на станочке кусочек полотна 2*5 см и окончательно забросили игрушку.

Я же озадачился, одной из деталей станочка, изменяющей расположение нитей было деревянное бревнышко с прорезями, толщиной с палец. В то, что на настоящих станках использовалось отмасштабированное до соответствующих размеров бревно, верилось с трудом. Меня всегда привлекали различные способы занять руки и голову, а в данном случае наложилось еще и большое количество свободного времени в отпуске. Полез в интернет и нашел презабавную, как мне показалось, штуку — бёрдышко.

В своем городе я такого не нашел, да и купить готовое, значит лишить себя половины удовольствия. Ничего экстраординарного в конструкции нет, значит, справимся сами. Бёрдышко состоит из нечетного количества одинаковых тонких пластинок с отверстиями. Выбирая количество пластинок нужно соблюсти баланс. Если их будет слишком мало, вы не сможете соткать широкую тесьму, а если слишком много, работать будет не удобно. Я остановился на 51 планке (да, я жадный). В качестве материала для изготовления были выбраны обычные деревянные линейки. Они сделаны из сухой и прямослойной древесины, и к тому же одинаковой толщины.

Результатом стало бёрдышко длиной 47 см и высотой 18 см.

Вспомогательные инструменты (Челнок, бральница, прибивной нож) были сделаны из пластмассовых линеек, потому что было не совсем понятно какими они должны быть.

Процесс ткачества понравился своей медитативностью. Перво-наперво, соткал младшей дочке очелье.

В процессе дальнейшего использования, обрезки линеек были заменены на инструменты из дерева. Они и глазу приятнее, и в руках удобнее.

Но все-таки выявились и отрицательные стороны ткачества на бёрдо. Натяжение нитей основы создается за счет того, что они привязаны к поясу и вы сами создаете усилие натяжения. Каждый раз, когда вам необходимо прерваться, пояс снимается, нити ослабевают и стремятся перепутаться. Везти работу, например, на дачу — верный способ потратить часок на распутывание основы. Для того, чтобы начать работу, основу нужно надежно закрепить к какой-либо опоре (столб, крюк в стене). Все эти мелкие, но досадные обстоятельства приводили к тому, что бёрдышко начало зарастать пылью. Были мысли собрать ткацкий станок, но останавливали его габариты. Лентоткацкие станки с колышками не нравились чисто внешне.

И тут на ютубе я увидел станочек конструкции Ольги Рудаенко. В нем соединилось всё, что мне хотелось бы — постоянное натяжение основы, нити основы и готовое изделие компактно смотаны, заправка нитей максимально проста.

Внимательно изучив все фото и видео об этом станке, засел за Corel. Большинство деталей станочка были вырезаны лазером из фанеры. Валы для намотки из черенка для лопаты, направляющие — ручки для молотка. Все ошлифовано и покрыто лаком. Зубчатые колеса и стопорные планки распечатаны на 3D-принтере.

Как пользоваться ткацким станком?

Если подобная деятельность в новинку, учтите такие рекомендации:

  1. Для первых изделий, которые производите, лучше использовать шерстяные нити со средней толщиной или смесовые нити. Они пружинят, имеют оптимальный уровень растяжения, благодаря чему компенсируются недостатки заправки.
  2. Если ранее не использовали ткацкие станки для домашнего рукоделия, не начинайте работу с применения тонких волокон – льна, хлопчатобумажных вариантов, шелка.
  3. Для основы нужно использовать прочное сырье. Если оно пушистое, скользкое, легко рвется, его можно применять только для поперечных рядов.
  4. Наматывая основу на вал, нужно проложить полосы картона с интервалом 3-5 см между рядами нитей для равномерного их распределения.
  5. Когда меняете волокна основы, проверяйте узел связывания на прочность.
  6. Меняя концы поперечных нитей, между собой их не связывайте. Они фиксируются накладыванием друг на друга внахлест (3-4 см).

Заправка ткацкого станка

Под ней понимается наматывание основы на навой. Механический ткацкий станок заправляется так:

  1. Зафиксируйте прочную нить на дальней планке берда. Длина первой должна превышать длину второго на 15 см. Второй ее конец прикрепите к тонкому крючку.
  2. Носик крючка введите в первый зубец берда, который расположен ближе к планке, к которой привязана нить.
  3. Развяжите нити, которые фиксируют зев, проденьте их на средний, указательный и большой палец левой руки.
  4. Правой рукой отделите первую пару нитей от основы, сохранив переплетение крест-накрест. Переложите ее на безымянный палец и мизинец. Подхватите петлю крючком, протяните ее сквозь бердо, перекиньте на нить, которую зафиксировали первой. Продолжайте выполнение этих действий, пока не дойдете до нужной ширины будущего полотна. Протягивайте нити основы в бердо с интервалом через 1 зубец.
  5. Расправьте петли на нитке, приподнимите ее и введите их в палочку, которая должна разместиться параллельно ей.
  6. Развяжите нити, которые фиксируют крест-зев, протяните его через бердо. Получившуюся конструкцию перенесите в ткацкий станок, вложив палку в паз навоя и привязав ее к нему.
  7. Для дальнейших действий понадобится помощь двух людей. Один, встав возле навоя, посредством притужальника наматывает основу, вращая вал. Двое других натягивают, расправляют ее.

Первичные механизмы

Процесс зевообразования

Это первичный механизм в ткачестве, который разделяет нити основы, чтобы позволить вставку поперечных нитей или прокидку челнока. Именно этот механизм поднимает определенные стропы над другими. Пряжа, которая проходит сквозь ремиз в этих веревках, поднимается выше той, которая не контролируются поднятыми стропами. Таким образом, лист нитей основы поднимается вверх, а лист поперечных нитей остается внизу. Пространство между двумя листами нитей называется «зев».

  • Открытое зевоообразования. Это метод формирования зева, в котором между вставкой одного утка и следующего за ним единственными движущимися нитями являются те, которые необходимы для изменения положения от верхней до нижней линии зева или наоборот.
  • Полуоткрытое зевообразование. Это метод формирования зева, в котором нити, которые должны оставаться в верхней линии навеса для следующего захвата, опускаются на короткое расстояние, а затем снова поднимаются. Другие нити поднимаются и опускаются, как при открытом зевообразовании.
  • Закрытое зевообразование. Это метод формирования зева, в котором все нити основы переходят на один уровень после введения каждого набора утка. Они двух типов, то есть нижние закрытые и центральные закрытые прорези. Разница между ними заключается в том, что термины «нижние» и «центральные» указывают на положение нитей основы в состоянии покоя.

https://youtube.com/watch?v=Q7eqjKH3nqE%3F

Прокидка челнока (вставка поперечных нитей)

схема расположения уточных нитей в ткани

Прокидка челнока — вторая операция процесса ткачества. После того, как зев был сформирован, через него проводится поперечная нить.

Прибой уточной нити

Прибой — третья операция цикла ткачества. Как только поперечная нить вставлена, бердо толкает или ударяет уток к опушке ткани. Опушка ткани — это край, который ближе всего к берду, когда ткань соткана. Другими словами, прибой происходит, когда бердо толкает вновь вставленный уток к опушке ткани. Шпарутка — это устройство, используемое в ткачестве для удержания ткани при опушке как можно ближе к ширине основы в берде.

Понятие слов, употребляемые в статье

  1. 1 дружок: 2 нитки.
  2. Стена: 5 метров.
  3. Пас: 15 дружков.
  4. Круг: 5 метров.
  5. Чапек: нитка перекрещенная восьмеркой.
  6. Рогуля: выступ на основе конструкции.
  7. Бёрдо: своеобразная расческа для нити.
  8. Набелки: парные детали для выравнивания нитей.

Начинаем работу с верхней части снования. Берутся 2 нитки белого и чёрного цвета соединяются вместе. Привязываются к верхней части рогули. Начинаем мотать слева на право три круга. Обматываем рогулю снизу и мотаем справа на лево 3 круга. Так делаем 15 дружков. Перевязываем на красный цвет и в том же порядке мотаем 5 дружков. Перевязываем снова на белый и чёрный цвет. Делаем обмотку в 8 пасм. Опять перевязываем на красный цвет и мотаем 5 дружков.

Весенняя мода: 5 способов носить согревающий цвет корицы

Завершаем работу чёрной и белой ниткой. Снимаем нитки с верхней части рогули, и одеваем на руку образуя петли. Должна получиться длинная коса. Низ косы перевязывается толстой ниткой, чтобы нижняя часть не спутывалась перед началом работы, одевая её на вал.

Что понадобится начинающему ткачу?

Это древнейшее ремесло известно человечеству еще с периода позднего неолита. Само название этого вида мелкого ручного производства говорит за себя. Под ручным ткачеством подразумевается процесс изготовления ткани на ткацком станке или с применением более простых приспособлений (бердо, сволочок, дощечки) с помощью переплетения 2 систем нитей, которые расположены перпендикулярно по отношению друг к другу.

Чтобы начать ткать в домашних условиях, понадобится минимальный набор инструментов: нитки или пряжа, ткацкий станок. При создании одного полотна может одновременно использоваться несколько видов сырья: обычная, арт и текстильная пряжа, мулине, шелковые нитки, вискозные и шерстяные волокна, ровница.

Начинающим мастерицам лучше отдавать предпочтение простым работам, для создания которых потребуется 2–3 мотка цветных ниток. Их можно купить или распустить старые ненужные вещи. Желательно, чтобы они были разных оттенков.

Ткачество на Руси

Прядение и ткачество на Руси являлись обязательным женским занятием. Независимо от социального статуса, ткать, прясть, вязать и вышивать учили каждую девочку с раннего детства. Прозвище «не ткачиха» считалось самым обидным для девочки-подростка, ведь каждая должна была самостоятельно приготовить свое приданое – простыни, скатерти, покрывала, полотенца и другие элементы быта и домашнего декора.

Во время великих праздников и особенных событий, когда в доме появлялось много людей, каждую комнату наряжали лучшими ткаными работами: на окна вывешивались красивые занавески, стол покрывали лучшей скатертью, а стены украшались различные полотенца. Это говорило не только об умениях хозяйки, но и свидетельствовало о достатке семьи. Поэтому каждая женщина, а тем более незамужняя девушка, стремясь показать себя умелой мастерицей, старались выткать для таких случаев самые лучшие работы. Именно поэтому семейное мастерство бережно сохранялось, улучшалось и передавалось из поколения в поколение. Накопленные веками секреты русского ткачества дошли и до наших дней.

Безусловно, на Руси всегда было много талантливых мастеров и искусных мастериц. Поэтому, несмотря на сложность и трудоемкость примитивного процесса, техники ткачества постоянно улучшались.

Археологические исследования современных ученых свидетельствуют о том, что многие образцы одежды и домашнего обихода, датируемые X–XI веками, имеют высокие художественные достоинства и отличаются гармоничным колоритом с уравновешенными пропорциями и удачным масштабом орнамента. Это свидетельствует о высоком уровне ткацкого мастерства на Руси того времени.

Браное ткачество

Эта техника на Руси была известна еще до татаро-монгольского нашествия. От закладного ткачества ее отличает рельефная фактура полотна. При выполнении этой техники использовался специальный пруток или дощечка – бральница. С ее помощью из основы выбирались некоторые нити, создавая дополнительный зев. В результате получался узор, наложенный поверх фона то с лицевой стороны, то с изнаночной. Поэтому рисунок, нанесенный на поверхность браных скатертей и полотен, с изнанки выглядят как негатив. Обычно основной фон вытканного узора располагался горизонтально и мог быть красным или синим. Однако в некоторых регионах часто встречались изделия одного цвета, где узор выделялся за счет контраста толщины нитей и игры светотени.

Краткая история

Судя по древнеегипетским изображениям, уже в те времена человечество изобрело некое подобие ручного ткацкого станка. У большинства народов его конструкция была похожей. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас рисунки и археологические находки.

Как правило, ткали из нитей растительного (лен, шелк, конопля, хлопок) и животного происхождения (пряжа из шерсти). Естественно, такие ткани были не очень прочными и долговечными. Чтобы обеспечить семью одеждой, приходилось ткать каждый год. В связи с этим, практически у каждой крестьянской семьи был домашний ткацкий станок.

Хотя ткачеством занимались в каждой семье, существовали мастера, которые специализировались на производстве особых тканей или ковров (гобеленов). Долгие века эта профессия, была весьма прибыльной и престижной.

Все изменилось с появлением механического ткацкого станка, Теперь можно было производить большое количество тканей с минимальными затратами времени и труда. Постепенно ими стали оснащать фабрики, которые производили более дешевое полотно, чем ткачи. В скором времени последние были вытеснены с рынка. К началу XX века профессия ткача теряет былой престиж. Теперь изготовлением домашнего полотна занимались только для собственных нужд.

Как правило, для этого использовались станки, доставшиеся в наследство от бабушек. Или же приходилось делать их самим.

Информация о том, как сделать ткацкий станок, бралась в те времена из двух источников. Это было либо пособие И. Левинского, изданное в далеком 1911 г. Книга называлась «Улучшенный ручной ткацкий станок». В ней были довольно внятные иллюстрации, с помощью которых не сложно было собраться необходимое приспособление.

Второй настольной книгой было пособие В. Добровольского «Как построить ткацкий станок и ткать простые ткани», изданное в 1924 г.

Оба издания и сегодня можно найти в библиотеках.

К началу 80-х уровень жизни крестьянства стал повышаться. Это позволило многим из них отказаться от ткачества, покупая в магазинах уже готовые полотна. Теперь ткацкие станки снова пылились в кладовках и на чердаках. Сохранились они только у фанатов этого промысла. Примечательно, что сегодня большинству из них далеко за 70 лет.

Начиная с 2000-х (когда прилавки магазинов заполнились различным фабричным текстилем), снова возрос интерес к изготовлению полотна вручную.

Устройство ткацкого станка

Стандартный ткацкий станок работает, прокладывая нить при помощи металлического прокладчика. На ткацких станках в обязательном порядке установлен зевообразовательный механизм, который перемещает нити основы в вертикальном положении. Он подразделяется на три вида:

  1. Кулачковый тип. Хорошо подходит при производстве тканей с несложными плетениями. Применяется для работы с сатином и небольшим раппортом. Этот тип также подразделяется на два, в зависимости от движения ремизки.
  2. Кареточный. Применяется для сложных рисунков. Ремизок может быть в данном механизме до 34. Перемещение ремизок в каретках происходит при помощи специального подъемного механизма. Ремизки очень разнообразны по своему устройству и функциональности.
  3. Жаккардовый. Наибольшее количество плетений и узоров предусматривает именно этот механизм. Каждая нить в таком механизме поднимается независимо от другой.

Кроме зевообразовательного механизма, станки отличаются шириной заправки. Узкие станки имеют около 220 см, а широкие начинаются с 250 см. В устройстве простого ткацкого станка существует несколько основных механизмов, при помощи которых осуществляется работа:

  • зевообразовательные. Зев может быть открытым и закрытым, а также полуоткрытым;
  • механизмы, которые вводят утку в зев;
  • прибоя утки к опушке ткани, в этот момент происходит образование нового элемента полотна;
  • механизм для перемещения нити основы в продольном направлении;
  • механизм для перемещения полотна и его отвода. Эти механизмы помогают убрать полотно с зоны плетения;
  • отпускание полотна со станка;
  • бердо – часть станка в виде гребня, через который проходит нить основы. Она используется для прибоя уточной ткани.

схематическое отображение

Кроме того, устройство станка предусматривает наличие направляющих механизмов. Это могут быть прутья, скало, а также шпарутки и грудницы. Также в наличие имеются механизмы пуска и установки. Ремизка – две деревянные планки, которые связаны с толкателями ремизным приводом.

Принцип работы

Процесс работы заключается в передаче движения к центральному валу, а потом на все остальные подвижные элементы станка. Процесс состоит из нескольких этапов:

  1. Зевообразование. Имеет три фазы:
    • фаза заступа. Это фаза начала нового зева. Все нити располагаются на среднем уровне;
  2. фаза раскрытия зева. Нити перемещаются в нижнее и верхнее положение;
  3. фаза выстоя. Полное открытие зева и неподвижное положение нитей;
  4. фаза закрытия. Нити перемещаются в среднее положение к фазе заступа.
  5. Введение утка в зев.
  6. Прибой к краю полотна утки.
  7. Движение изделия.
  8. Опускания полотна с навоя.

Популярное: Гидроабразивная резка – как происходит, и где применяется

Основа станка производится из брускового леса. Скрепляться они должны максимально крепко и надежно.

Ткацкое дело у многих ассоциируется с плетеными ковриками и полотенцами в старых избах. Но в современном мире сотканные полотна имеют большую популярность. При этом сделать ручной станок самому не составляет большого труда. Требуется простой набор инструментов и терпение.

Для плетения больших изделий потребуется опыт, поэтому начинать необходимо с самых мелочей. Попробуйте сплести салфетку на стол или небольшое полотенце. Сделать это можно даже с небольшим ткацким станком.

миниатюрный станок

Как изготовить ткацкий станок

  • Начинают работу с изготовления продольных частей станка. Из твердых пород дерева вырезают планки 30 сантиметров длиной и сечением 12х12 мм. Концы обеих планок надрезают до половины толщины на глубину 10 мм от конца и заостряют эти концы острым ножом.
  • В качестве поперечных частей используют планки сечением 10х22 мм и длиной 20 см. Их концы обрабатывают так же, как и на продольные. Затем их закругляют с помощью рубанка и напильника по дереву. Продольно в планках вырезают канавки 1,5х2 мм на расстоянии шести миллиметров от тех концов, которые закруглены.
  • В обеих этих планках делают 30 поперечных бороздок. Бруски надо приложить друг к дуруг поперечными канавками наружу и прибить их небольшими гвоздиками. Надрезы должны находится под прямым углом к поперечным краям планок.
  • Планку в середине станка (ту, которая поднимает нитки) вырезают сечением 17х17 мм из твердых пород дерева. По всей длине брусочка в диагональном сечении делают надрезы до половины сечения, а на концах вырезают квадраты со стороной 0,14 см на расстоянии 22 мм от концов.
  • В качестве челнока используют деталь сечением 30х4 мм и длиной 21 см. Для того, чтобы челнок лучше передвигался между нитками, его боковые края можно немного сжать. В расширенной части челнока вырезают отверстие радиусом 6 мм в виде полукруга, а в узкой отверстие D12 мм. Для более удобного наматывания ниток можно сделать в челноке надсечку.
  • После того, как все детали ткацкого станка вырезаны, их обрабатывают шлифовальной бумагой для устранения неровностей и шероховатостей. Детали рамки соединяют на клею и укрепляют гвоздями. После просыхания клея изделия покрывают лаком или красят.

В настоящее время в магазинах можно купить почти все товары для домашнего творчества. Но иногда нет средств на покупку или хочется изготовить что-то своими руками. В последнее время разнообразие интерьеров просто зашкаливает. Дизайнеры часто используют предметы старины для создания неповторимой и уникальной обстановки в доме.

Многие люди не могут позволить себе нанять дизайнера и приобрести необычные элементы декора, поэтому можно изготовить такие предметы своими руками. Например, тканые ковры придадут интерьеру красочности. А если они сделаны своими силами, то будут радовать вас каждый день. Тем более с ними ваш дом станет уютным и теплым. Кроме ковров, можно изготовить салфетки или абажур. Все эти предметы делаются с помощью ткацкого станка.

Раньше с помощью такого устройства, как ткацкий станок, в домах появлялись полотенца с узорами, скатерти, половики, сарафаны и рубахи, расшитые в разных цветовых исполнениях. Без узорчатых полотенец не обходился ни один праздник. А также ими были украшены избы людей.

Все эти вещи изготавливались с помощью ручного ткацкого станка. Первые ткацкие станки представляли собой большую деревянную конструкцию. Станки ткацкие стояли почти в каждом доме. И пользоваться ими учили с самого детства. Навыки узорного ткачества передавались по наследству молодому поколению. Старинные ткацкие станки были в основном бесчелночными.

Если вас привлекает такое занятие, как ткачество, то можно сделать ткацкий станок своими руками в домашних условиях. Ткацкий станок широко применяется в современном мире. Настольный ткацкий станок бесчелночный еще обозначается как СТБ. Он используется при обработке различных тканей с целью получения готовых изделий.

Дар поэта

После изобретения самолётного челнока для создания механического ткацкого станка осталось механизировать движение ремезов (образование зева), движение батана с бёрдом (прибой утка), вращение ткацкого навоя и товарного валика (отпуск нитей основы и наматывание готового полотна). Попытки сделать такой станок безуспешно велись с ХУП-ХУШ вв., а удалось это человеку, далёкому не только от ткачества, но и вообще от любой техники, — поэту и священнику Эдварду Картрайту. Услышав как-то в разговоре, что никому не удаётся механизировать процесс ткачества так, как было механизировано прядение, Картрайт решил сам сконструировать механический станок. Первое его детище вышло неудачным. Совершенно не разбираясь в ткачестве, Картрайт сделал станок непривычным, вертикальным, работающим слишком медленно и требующим огромных усилий. Но через год Картрайт исправил недостатки в новом станке и механизировал все операции ручного ткачества, в 40 раз ускорив процесс.

Ткач на станке Картрайта крутил колесо распределительного вала с насадками-кулачками. Кулачки преобразовывали вращательное движение вала в возвратно-поступательное движение педалей, поднимающих и опускающих ремезы, и гонок, толкающих челнок-самолёт. Также вращение главного вала через шатун передавало качательное движение батану с бёрдом, прибивающим уток. И наконец, вращаясь, вал сматывал готовую ткань на товарный вал и подтягивал нити основы с ткацкого навоя. Точный расчёт позволил согласовать действие всех частей механизма и обеспечить чёткую бесперебойную работу станка.

История механического ткацкого станка — пример того, как важно бывает взглянуть на решение проблемы со стороны

Как выбрать ткацкий станок?

На какие критерии стоит обратить внимание при покупке:

  1. Настольный ткацкий станок или напольный. Первый вариант имеет меньший вес и размеры по сравнению со вторым. Благодаря своей компактности он занимает меньше места, его удобнее транспортировать. Работать проще с напольным типом устройства. Используя такой станок для ткачества, можно применять разные аксессуары для этого занятия.
  2. Если планируете создавать ковры, гобелены, лучше остановиться на вертикальной модели устройства. Для изготовления обычных материалов подойдет ткацкий горизонтальный станок.
  3. Для удобства работы следует выбирать автоматическое приспособление, потому что в механическом варианте придется вручную периодически заряжать шпульку в челнок.
  4. Плотность берда. Она измеряется количеством нитей на 10 см основы ткани. Чем их больше, тем тоньше волокно можно использовать для ткачества. Например, бердо плотностью 20/10 применяется для обработки толстых шерстяных нитей, а 40/10 – для тонких волокон. Универсальной считается плотность 30/10 – с его использованием можно ткать материалы из нитей средней толщины и толстые нити.
  5. Ширина станка. Она подбирается в зависимости от ширины производимых полотен. Оптимальный показатель – 50-70 см, но если устройство приобретается для ребенка, ему удобнее будет работать с приспособлением шириной 20-40 см.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Личный стиль
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: